Профильная смена
летнего туристического маршрута
«Стимул» «ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ».
Основная Цель Программы «Юный Следопыт» создание благоприятного микроклимата в детском коллективе, а для подростков попавших в трудную жизненную ситуацию – отвлечение от неблагоприятной среды обитания по месту жительства, комплексная оценка подготовки юношей к службе в армии.
В процессе реализации Программы предполагается решение ряда следующих задач:
Формирование у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Выработка твердой гражданской позиции и верности конституционному и воинскому долгу.
Духовное и физическое становление и развитие личности, укрепление морально-волевых качеств подростка.
Воспитание уважения к традициям и символам Российского государства и гордости за свою Родину, знание истории ратной воинской славы России.
Воспитание воинского этикета и психологическая готовность к службе в рядах ВС России.
Привлечение к занятиям в военно-патриотической организации подростков с девиантным поведением и снижение уровня подростковой преступности.
Отработка и закрепление на практике, воспитанниками военно-патриотической организации, полученных теоретических знаний по курсу «Основы подготовки к военной службе» и «Курс молодого бойца».
Изучение практического опыта ветеранов, участников боевых действий в локальных конфликтах, с использованием современных условий ведения боевых действий.
Моделирование нештатных ситуаций для воспитанников военно-патриотической организации и отработка на практике правил поведения.
Широкое информирование граждан через средства массовой информации о достижении воспитанников военно-патриотических организаций, ведение разъяснительной работы о значимости подготовки юношей к службе в армии.
При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания и нравственно – духовного становления необходимо: а) исходить из наличия в российском обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности; б) обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой, структур и органов управления воспитательной работой.
Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов.
Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата.
В городе Сочи военно-патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание. Создано семь организаций, занимающихся воспитанием молодежи по данному направлению (МОВПО «Десантник», ВПК «Крокус», ВПО «Шторм» и т. д.).
Комитет по делам молодежи тесно сотрудничает с краснодарской краевой молодежной общественной военно-патриотической организацией «Десантник» с 1996 года. Молодежная общественная организация «Десантник» официально зарегистрирована Управлением юстиции Краснодарского края в феврале 1995 г. и является одной из первых организаций в городе по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке юношей к службе в армии. За годы существования организации накоплен большой практический опыт работы и учебно-методический материал. Учебная работа в организации строится согласно нормативных актов и Постановлений, принятых Правительством России, администрациями Краснодарского края и г. Сочи.
На данный момент в организации занимается более 320 детей. Это, как дети из полных семей, так и дети из социально незащищенных и малообеспеченных семей, а так же подростки с девиантным поведением ККМОВПО «Десантник» проводит различные мероприятия по реализации Государственной молодежной политики по военно-патриотическому и нравственному воспитанию молодежи в городе Сочи. Это мероприятия и программы различной направленности, уровня и ранга.
Значимость в осуществлении реализации этой программы состоит в следующем:
Создание материальной базы для занятий подростками, которая позволит работать не только на срок реализации программы, но и после ее окончания;
Формирование у подростков готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях;
Общение с участниками боевых действий в локальных конфликтах – знакомство с боевым опытом очевидцев и живое общение с участниками событий оставляет большой след в жизни подростка;
Приобщение подростков с девиантным поведением к занятиям в клубах с военно-патриотическим уклоном;
Отработка на практике элементов «Школы выживания в экстремальных условиях» и техники горного и пешеходного туризма;
Проведение тактических занятий на местности по отработке действий малых разведывательных групп;
Воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, таланту русского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации;
Преемственность поколений и знание истории своей Родины;
Передача опыта курсантам младших групп.
Почему туристический маршрут? Для нас такое решение приемлемо по следующим причинам:
- это самая дешевая форма отдыха детей, хотя на оборудование на первом этапе требуются большие средства (палатки, спальные принадлежности, инвентарь для кухни, хозяйственный и спортивный инвентарь), но эти затраты несравнимо меньше, чем на содержание и эксплуатацию стационарного лагеря;
- Жизнь в природных условиях очень эффективна в воспитательном плане. Где дети приобретают навыки жизнеобеспечения (гигиена, приготовление пищи, элементы закаливания и т.д.); навыки туризма (ориентирование на местности, установка палатки, преодоление препятствий, приготовление пищи и т.д.); расширяют свой кругозор (знакомятся с распложенными вблизи лагеря памятниками истории и культуры); приобретают навыки жизни в коллективе в условиях тесного общения со сверстниками;
- экстремальные условия жизни в условиях природной среды привлекают подростков и молодежь, поэтому данная программа очень нравится всем ребятам. Жизнь в природных условиях помогает детям интересно провести время, приобрести новых друзей, привыкнуть к жизни в новых условиях, автономии и самообслуживания, расширить свой мир.
Программа насыщена и разнообразна: ежедневные переходы, занятия по туризму и ориентированию, учебные переходы и экскурсии, обучающие игры и соревнования, викторины и конкурсы, вечера туристической песни, дискотеки и т.д.
Учебные цели – отработка в походных условиях, на маршруте, умений и навыков организации движения, походного быта, ориентирование, преодоление препятствий.
Для организации «Десантник» опыт проведения таких мероприятий – залог продолжения этой работы в последующие годы. Он создает базу для проведения ежегодных программ для различных слоев населения.
В летнем туристическом маршруте «Стимул» создана особая воспитательная среда, способная вызывать у подростка положительные эмоции, радостное восприятие окружающего, оптимизма. Подросток ждет красивой, романтической обстановки, которая создается сотрудниками .
В качестве основной цели летнего отдыха детей «группы риска», можно назвать оздоровление, формирование их личности в результате общения со взрослыми и сверстниками, включение в разнообразные формы труда, в социальную значимую и эмоционально насыщенную жизнь, богатую традициями, ритуалами.
В состав группы включаются ребята 14-16 лет из семей социального риска. У многих детей отсутствует один из родителей. Есть семьи, где оба родителей пьют; треть от общего числа составляют семьи, где родители не работают. Как правило, большую часть участников составляют мальчики. И это не случайно – мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов.
В лагере подростки узнают:
- Особенности природы и рельефа.
- Основные меры безопасности, правила поведения человека в лесу.
- Снаряжение туриста и уход за ними.
- Основы ориентирования в лесу.
- Признаки погоды.
- Правила оказания первой медицинской помощи во время похода.