Теория допризывника

Подготовка граждан к военной службе является ярким проявлением народного, национального самосознания. Это творческий акт духовного самоопределения, любовь к Отечеству в целом.
Главные особенности  подготовки граждан к военной службе:

  • носит государственный характер и исключительно молодежный характер;
  • основана на двух основных направлениях: спортивно-физическом и морально-нравственном.

Допризывная подготовка молодежи и подготовка допризывной молодежи к военной службе являются двумя основными составными частями подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
В соответствии с действующими федеральными законами  "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об образовании" и иными нормативно-правовыми актами  система подготовки граждан Российской Федерации к военной службе предусматривает обязательную и добровольную подготовку.
В соответствии  с действующим законодательством обязательная подготовка граждан к военной службе, т.е. допризывная подготовка молодежи,  предусматривает следующее:

  • получение начальных знаний в области обороны;
  • подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности;

В учебных пунктах подготовку по основам военной службы проходят по направлению военных комиссариатов граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях и не работающие в организациях.

  •  военно - патриотическое воспитание;
  • подготовку по военно - учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
  • медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
  • проведение лечебно - оздоровительных мероприятий.

Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Ответственность за организацию учебных пунктов возлагается на руководителей организаций (предприятий), на базе которых они создаются.
По окончании обучения основам военной службы гражданам вручаются соответствующие справки о прохождении подготовки и проводятся военно-полевые сборы. Порядок организации и проведения учебных сборов определяется совместными нормативными правовыми актами Министерства обороны и Министерства образования Российской Федерации.

Военно - патриотическое воспитание является составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе.

Подготовка по военно - учетным специальностям предусматривается для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста, подлежащих призыву на военную службу и годных к военной службе по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню.

Лечебно - оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, установленном органами военного управления и медицинскими учреждениями.
Контроль за организацией и проведением лечебно - оздоровительных мероприятий в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществляется территориальными органами управления здравоохранением, военные комиссариаты и органы военно - врачебной экспертизы.
Органы здравоохранения совместно с органами военного управления обеспечивают своевременное, качественное и всестороннее обследование, лечение и диспансерное наблюдение граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В обязательной подготовке граждан к военной службе участвуют следующие основные государственные органы: Министерство обороны Российской Федерации,  Министерство образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления,  общественные военно-патриотические организации.

Добровольная подготовка граждан к военной службе, т.е. подготовка допризывной молодежи, предусматривает следующее:

  • занятие военно - прикладными видами спорта;
  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учебных заведений;
  • подготовку по основам военной службы в образовательных средних учебных заведениях граждан женского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе.

Занятия граждан военно - прикладными видами спорта организуются в соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется в суворовских военных училищах, нахимовских военно - морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и других учреждениях образования в соответствии с установленным порядком.
К обучению по программам подготовки офицеров запаса привлекаются граждане, годные по состоянию здоровья к военной службе, заключившие с Министерством обороны Российской Федерации контракт на обучение по программе подготовки офицеров запаса и на прохождение военной службы по призыву после получения воинского звания офицера.
Подготовка граждан по программам подготовки офицеров запаса проводится в соответствии с Положением об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений.

Основная часть функций, выполняемых органами исполнительной власти и местного самоуправления по обязательной  и добровольной подготовке граждан к военной службе возлагается на органы Министерства обороны (военные комиссариаты) и органы Министерства образования (приложение2). По данному вопросу издан совместный приказ двух вышеуказанных министерств "Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы" № 203/1936 от 03.05.2001г.;

ГУ "Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки молодежи" как государственное учреждение, координирующее деятельность общественных организаций, действующих исключительно на добровольной основе, может работать в сфере добровольной подготовки граждан Российской Федерации к службе в Вооруженных силах (по пункту 1), а значит, заниматься подготовкой допризывной молодежи.
Рассматривая такую сферу деятельности ГУ "Центра", как военно-патриотическое воспитание молодежи, необходимо отметить, что оно является составной частью как обязательной, так и добровольной подготовки граждан к военной службе, т.е. как допризывной подготовки молодежи, так и подготовки допризывной молодежи.
Таким образом, фактически ГУ "Центр" занимается как обязательной подготовкой молодежи к службе в Вооруженных силах (осуществляя военно-патриотическое воспитание молодежи), так и добровольной подготовкой (организация занятий военно-прикладными видами спорта). 
В современной правовой базе не существует  таких понятий, как "допризывник",  " призывник", "допризывная подготовка молодежи", подготовка допризывной молодежи".

 

Приложение 1 .

Функции ГУ "Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки молодежи".
 
ГУ "Центр" является частью структуры комитета по делам молодежи Краснодарского края, создан постановлением главы администрации Краснодарского края, на основании чего может быть рассмотрен как орган исполнительной власти Краснодарского края (на основании закона Краснодарского края № 365 – КЗ от 07 июня 2001 г. "О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края – администрации Краснодарского края и схеме управления Краснодарским краем" комитет по делам молодежи Краснодарского края является органом исполнительной власти). Однако ГУ "Центр" вправе выполнять только те функции, которые определяются его Уставом.
Устав ГУ "Центра" включает в себя:

  • основная задача Центра:

Основной задачей Центра является руководство и организация военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки в крае через государственные и общественные органы и организации, органы местной власти и управления, общественные движения и организации (поисковые,  патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные клубы и объединения; различные кружки, спортивные секции и клубы; учебные пункты будущего воина), а так же организацию  месячников и дней патриотической работы, Вахт Памяти, поисковую деятельность, военно-спортивные игры, походы по местам Боевой Славы.

  •    Основные функции ГУ "Центра" (выписка)
  • руководство, организацию, контроль и координацию военно-патриотических, поисковых работ, мероприятий по допризывной подготовке молодежи, содействие в проведении всех указанных видов  работ и мероприятий на территории Краснодарского края, в том числе и организациям из других регионов страны;
  • организация и проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений, войсковых стажировок;
  • организация работы военно-спортивных и оздоровительных лагерей для молодежи и детей;
  • организация взаимодействия поисковых объединений  со структурными подразделениями администрации края, городов и районов, органами военного управления, воинскими частями, УВД, ФСБ, с организациями и гражданами других государств по вопросам поисковой, военно-патриотической  работы и допризывной подготовки;
  • организация через филиалы "Центра" и поисковые объединения структур по допризывной подготовке молодежи, созданию и государственной поддержке школ юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и т.д.;
  • организация изучения и пропаганды отечественного и зарубежного опыта ведения поисковых, военно-патриотических работ и допризывной подготовки молодежи;
  • финансирование военно-патриотических, поисковых работ и мероприятий по допризывной подготовке молодежи, проводимых на территории края;
  • контроль расходования средств, отпускаемых на проведение военно-патриотических, поисковых работ и мероприятий по допризывной подготовке молодежи;

 

Приложение 2
Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации обязательной подготовки к службе в Вооруженных силах.

На основании постановления Правительства Российской Федерации №  1441 от 31.12.1999 г. "Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" (п.27)  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

а) организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно - учетным специальностям (проходит в общественных объединениях и образовательных учреждениях);
б) участвуют в отборе кандидатов из числа граждан, подлежащих призыву на военную службу, для подготовки по военно - учетным специальностям;

в) совместно с соответствующими военными комиссариатами участвуют в разработке проектов постановлений (решений) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в которых анализируется состояние подготовки граждан к военной службе и определяются мероприятия по обеспечению посещаемости занятий гражданами, по организации их размещения, питания, перевозки к месту учебы и обратно и трудоустройству по полученной военно - учетной специальности, а также определяется порядок привлечения граждан, подлежащих призыву на военную службу, к обучению (с отрывом или без отрыва от производства);

г) организуют и проводят учебно-методические сборы для руководящего состава и преподавателей образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования по вопросам подготовки граждан к военной службе (военный комиссариат);

д) ежегодно, к 10 апреля, представляют в Министерство образования Российской Федерации сведения о возможностях образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в подготовке граждан по военно - учетным специальностям;

е) осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и ежегодно, до 15 ноября, проводят инвентаризацию вооружения, техники и имущества, переданных указанным образовательным учреждениям в оперативное управление;

ж) представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно - учетным специальностям.

 

 

Функции  Министерства обороны Российской Федерации по организации обязательной подготовки к службе в Вооруженных силах.

а) ежегодно определяет количество граждан, проходящих подготовку по военно - учетным специальностям, и в соответствии с этим заключает с общественными объединениями договоры о подготовке граждан по военно - учетным специальностям;
б) определяет порядок обеспечения вооружением, техникой и имуществом образовательных учреждений общественных объединений и образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку граждан по военно - учетным специальностям;
в) утверждает программы подготовки граждан по военно - учетным специальностям;
г) контролирует выполнение Министерством образования Российской Федерации установленных заданий по подготовке граждан по военно - учетным специальностям, выполнение заключенных с общественными объединениями договоров, а также качество подготовки граждан.

Функции Министерства образования Российской Федерации по организации обязательной подготовки к службе в Вооруженных силах.

а) организует выполнение образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования утвержденных программ подготовки граждан по военно - учетным специальностям, контролирует ход этой подготовки;
б) по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно - учетным специальностям;
в) ежегодно, до 20 апреля, представляет в Министерство обороны Российской Федерации перечень образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования с указанием их возможностей в подготовке граждан по военно - учетным специальностям;
г) разрабатывает бланки удостоверений и свидетельств о получении военно - учетных специальностей;
д) организует централизованное обеспечение образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования наглядными пособиями по программам подготовки граждан по военно - учетным специальностям.

 

 

Приложение 3
Выписка из федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

Ст. 9 "Первоначальная постановка граждан на воинский учет"

 
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно - территориальном) образовании.

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно - учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу.

1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);


б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (далее - граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера).

2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

3. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

4. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
5. Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Особенности прохождения ими военной службы определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.


В начало
В начало


Created by United TMS
2003-2007




 • О Нас




 • История




 • Цели и Задачи





 • События





 • Программы





 • Фотоальбом





 • Награды





 • Информация




 • Пишите Нам






 • Снаряжение





 • Пресса о Нас





 • Cимволика





 • Отчет о работе





 • Гостевая Книга




 
Hosted by uCoz